Педагогическая лаборатория Санкт-Петербурга
|
ТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО
Предлагаемое исследование педагогической лаборатории создано на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и проводится в рамках коллективного исследования «Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде общего образования», организуемого НИИ педагогических проблем образования института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (ссылка).
Научный руководитель коллективного проекта исследования педагогических лабораторий академик РАО, доктор педагогических наук, профессор А.П. Тряпицына.
Научный руководитель педагогической лабораторией школы: Суворова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики института педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Тема педагогической лаборатории: «Уклад школы как комплексная характеристика персонифицированной образовательной среды»
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. в соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга школа признана региональной инновационной площадкой – педагогической лабораторией.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Цель коллективного исследования заключается в обосновании системного представления о возможностях в современных условиях трансформации традиционного общего образования в контексте персонификации образования.
Цель исследования педагогической лаборатории имеет два направления и определена следующим образом:
1. Изучение особенностей формирования уклада образовательного учреждения как персонифицированной образовательной среды;
2. Выявление и обоснование новых характеристик взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях персонификации.
Задачи исследования:
Исходя из указанных целей исследования, определены 2 группы задач и разработана программа их достижения.
Первая группа задач сформулирована в избранном аспекте исследования в следующей логике:
- Провести теоретический анализ понятий «персонификация образования», «персонифицированная образовательная среда».
- Определить педагогическую сущность феномена уклада школы в условиях персонификации образования.
- Изучить особенности формирования уклада образовательного учреждения как персонифицированной образовательной среды.
- Выявить условия эффективности и охарактеризовать факторы процесса формирования уклада школы в персонифицированной образовательной среде.
- Описать новые характеристики взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях персонификации, а также создать систему работы коллектива по формированию взаимодействия в соответствии с Целевой моделью компетенций 2025.
- Разработать программу воспитания школьников, учитывающей особенности персонифицированной образовательной среды образовательного учреждения.
- Провести в сообществе школ-лабораторий экспертизу предлагаемых локальных актов, определяющих нормы взаимодействия в школе, и программы воспитания.
- Подведение итогов, обобщение результатов, подготовка отчетных материалов.
Вторая группа задач также сформулирована в избранном аспекте исследования в следующей логике:
- Обоснование плана внутрифирменной подготовки педагогов к реализации программы исследования.
- Определение условий и этапов реализации данного плана в ходе деятельности школы-лаборатории.
- Реализация созданного плана внутрифирменной подготовки педагогов в процессе решения исследовательских задач.
- Подведение итогов, обобщение результатов, разработка отчетных материалов.
Основные этапы деятельности:
Основные этапы |
Содержание |
1 этап 01.01.2022 – 31.12.2022 |
Этап теоретического осмысления проблемы исследования; выявление основных характеристик персонификации образования; определение педагогической сущности феномена уклада школы в условиях персонификации образования; выявление особенностей формирования уклада образовательного учреждения как персонифицированной образовательной среды. На этом этапе конструируется план, определяются условия и этапы осуществления плана внутрифирменной подготовки педагогов к реализации программы исследования. |
2 этап 01.01.2023 – 31.12.2023 |
Этап выявления условий эффективности и факторов процесса формирования уклада школы в персонифицированной образовательной среде. Разработка и реализация плана внутрифирменной подготовки педагогов к реализации программы исследования. Создание пакета локальных актов, определяющих нормы взаимодействия в школе. Создание программы воспитания школьников, учитывающей особенности персонифицированной образовательной среды школы. Проведение экспертной оценки разработанных документов в сообществе школ-лабораторий; реализация созданного плана внутрифирменной подготовки педагогов. |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Документы, регламетирующие деятельность:
- Распоряжение КО Санкт-Петербурга от 04.08.2014 №3364-р "Об утверждении Положения
о региональной инновационной площадке". - Распоряжение КО Санкт-Петербурга от 26.05.2021 №1562-р "О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга, педагогическими лабораториями Санкт-Петербурга и ресурсными центрами общего образования Санкт-Петербурга".
-
Приказ об утверждении положения о педагогической лаборатории
- Положение о структурном подразделении Педагогическая лаборатория Санкт-Петербурга.
- Приказ о Педагогической лаборатории
- Программа реализации
- План первого этапа исследования
- План внутрифирменной подготовки педагогов к формированию уклада образовательного учреждения как персонифицированной образовательной среды
Аналитика
- Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период с 1.01.2023 по 1.01.2024
- Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период с 1.01.2022 по 1.01.2023
- Аннотированный отчет о результатах реализации проекта опытно-экспериментальной работы с представлением инновационного продукта (по результатам первого года работы)
- Результаты диагностики образовательной среды
- Результаты первичной диагностики готовности педагогов
- Экспертиза
ПРОДУКТИВНОСТЬ
Публикации
СОЗДАНИЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Суворова С.А. В сборнике: Передовые педагогические практики. Альманах № 8, 2022 / Передовые практики инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга: Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О.М. Гребенниковой, А.А. Кочетовой, С.А. Писаревой – СПб: «Ниц Арт», 2022 – 132 с. 1_Almanah-2022.pdf (adm-spb.info)
УКЛАД ШКОЛЫ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Банникова О.В., Ермилова Т.Ю., Суворова С.А., В сборнике: От педагогического поиска – к эффективной практике: Сборник аннотированных отчетов о результатах инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга за 2021-2022 учебный год. Сборник 9. /Под ред. О.М. Гребенниковой, А.А. Кочетовой, С.А. Писаревой – СПб: «Ниц Арт», 2022. – 60 с. 2_Sbornik-annotatsij-2022.pdf (adm-spb.info)
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Суворова С.А. В сборнике: Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования: сборник докладов XII научно-практической конференции «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени», Санкт- Петербург, 7 июня 2022 года/ - СПб.: Астерион, 2022. – 142 с.
СОБЫТИЙНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОАНИЯ УКЛАДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Суворова С.А., Градовцева Е.А. В сборнике: Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования: сборник докладов XIII научно-практической конференции «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени», Санкт- Петербург, 6 июня 2023 года/ - СПб.: Астерион, 2023. – 120 с.
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ
Матросова Ю.С., Суворова С.А., Тряпицын А.В. // ж. Научное мнение №11 (Педагогические, психологические и философские науки), 2023.
Представление инновационного опыта работы педагогов, участвующих в ОЭР, фестивалях, конференциях, семинарах разного уровня (диссиминация опыта)
- Участие в XI научно-практической конференции института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени», посвященной обсуждению замысла коллективного исследования по теме «Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования», 03 июня 2021 г.: http://stoll.spb.su/21/210603.htm.
- Участие в работе дискуссионной площадки «Инновации в общем образовании. Опыт региональных инновационных площадок» в РГПУ им. А.И. Герцена в рамках ПМОФ» 23 марта 2022 г.
- Выступление на общественно-профессиональной экспертизе инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Развитие науки и практики: система управленческих решений в образовательной организации» 27 апреля 2022 (Программа https://cloud.mail.ru/public/8Kri/1B2p7ra3T )
- Участие в конференции «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени» состоялась в институте педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. https://stoll.spb.su/22/220607.htm
https://ru.hspu.org/news-events/news/?ELEMENT_ID=5078&ysclid=lcpd6x3b7h933137518
- Выступление с докладом «Событийность школьной жизни как фактор формирования уклада образовательной организации» в районном Фестивале передовых педагогических практик образовательных учреждений «Развитие образовательного учреждения: достижения и образ будущего» 14 декабря 2022 в ИМЦ Адмиралтейского р-на (программа Фестиваля https://cloud.mail.ru/public/VyYm/9ZckLkNh9 )
Комплект практических разработок:
Научно-методические материалы, описание опыта работы, сценарии и планы мероприятий (ссылка) https://disk.yandex.ru/d/WNsDWArz7-GRGw
ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР