Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №238 

с углубленным изучением английского языка 

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

МО русского языка и литературы

В состав МО входят: 

 

Ермилова тамара Юрьевна Ермилова Тамара Юрьевна, учитель высшей категории, директор школы
Дзенс Ирина Ольверовна   Дзенс Ирина Ольверовна, учитель высшей категории, председатель МО, победитель конкурса "Лучший учитель Санкт-Петербурга"
Ильина Галина Александровна  Ильина Галина Александровна, учитель высшей категории, заместитель директора по УВР
  Антонова Дарья Андреевна, учитель русского языка и литературы, молодой специалист
 Фельдшерова Валентина Олеговна   Емельянова Валентина Олеговна, учитель русского языка и литературы первой категории
Савицкая Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы 
  Суворова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, кандидат наук

 

      

В 2019-2020 учебном году в нашей уже весьма старой – 100-летней - школе с закрепившимися традициями, сложившейся системой сотрудничества с коллегами и учениками ОБНОВЛЕНИЕ!

ПЕРЕЗАГРУЗКА: новые люди

В сентябре наше методическое объединение учителей русского языка и литературы резко помолодело! Среди уже опытных педагогов появилась наша бывшая выпускница – Дарья Андреевна. Она не побоялась взять два пятых класса и даже отважилась на классное руководство. Очень здорово, что молодая учительница имеет образование журналиста – с ребятами она начала создавать творческий проект, связанный с газетой класса. Уж кто-кто, а она-то научит писать интересные живые заметки и статьи, делать короткие очерки и новостные ленты!

А в ноябре к нам пришла работать Светлана Анатольевна Суворова. Она не просто опытнейший учитель, а преподаватель Герценовского университета, эксперт ЕГЭ по русскому языку. И мы надеемся, что наша обновленная команда учителей-словесников укрепится в этом составе и, продолжая традиции соединения урочной и внеклассной работы. Сделает много интересного и полезного.

ЗАГРУЗКА: Новые проекты

В сентябре Валентина Олеговна Емельянова со своими воспитанниками придумали и сделали - от и до – самую настоящую газету ко ДНЮ УЧИТЕЛЯ. Название у нее очень правильное – «Классная газета»! Туда вошли и воспоминания о школе и учителях выпускников разных лет, и заметки о событиях в классных коллективах, и фотографии «с места событий». Редакционная коллегия – ученики разных классов – уже умеют писать тексты и создавать макет печатного издания. И делают это с огромным энтузиазмом и вдохновением!

4 человека, победивших на школьном этапе, стали призерами районного этапа ВКС – Всероссийского конкурса сочинений. Поздравляем от всей души Анастасию Р. (9 кл.), Ксению В. (11 кл.), Олега В. (6 кл.), Айрапетян Н. (5 кл). Ребятам будут вручены дипломы, а учителям – благодарности за их подготовку.

В октябре творческие районные конкурсы - «Дети читают классику детям» и «Осенний стихопад» принесли традиционно свои «сочные» плоды: наши девочки – Александра С. (11 кл.) и Анна К. (8 кл.) заняли первые места в номинации «Лучшее исполнение поэтического текста», а дебютант конкурса Ксения К. из 7-го класса – сразу завоевала 3 место. Это ее большая победа!

Впервые свои стихи представил на «Осеннем стихопаде» Иван Е. (10 класс). Несомненно, приятно получить возможность первой публикации в поэтическом сборнике Адмиралтейского района.

Всем ребятам приготовлены заслуженные грамоты и призы!

В ноябре совместно с учителем истории Т.Н. Бойко учителя словесности Ирина Ольверовна Дзенс и Валентина Владимировна Савицкая задумали и начали осуществлять проект «Живая память блокадного прошлого»: побывав на новой экспозиции школьного музея, где представлены книги, газеты, открытки, издававшиеся в Ленинграде в блокаду, ученики 8-ых классов провели уроки внеклассного чтения – прочли стихи О.Ф. Берггольц. Рассказ В. Конецкого «Дверь».Беседуя о реалиях блокады, ребята заметили, что вещи из музея дают ясное представление о тяжелейшем времени, а строки стихов и прозы задевают душу. Передавая мысли и чувства живших тогда людей – взрослых и детей. Итогом работы стало создание эссе на тему «Живая память блокадного прошлого». Работы ребят войдут в специальный сборник, посвященный юбилейной годовщине Великой Победы, который весь народ нашей страны отметит в мае 2020 года.

В декабре учащиеся 11 классов прошли первый ЕГЭ – итоговое сочинение по литературе. Поздравляем с успешным преодолением первого барьера и желаем им максимально эффективного освоения всех тем по обязательному предмет – русский язык, а выбравшим предмет «Литература» - вдохновения и терпения!

Эссе четырех учениц 8 классов - Василины А., Марии К., Евы Б., Анастасии А. - поданы на городской конкурс «Расскажи, чтобы помнили», приуроченный к 85-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

В конкурсе «Базовые национальные ценности» в номинации «Рисунок» приняла участие ученица 11 класса Евгения Б. Не сомневаемся в ее таланте живописца и ждем высокого результата!

В конце января 2020 года планируем завершать научно – исследовательские проекты по литературе, над которыми сейчас начинается самая серьезная работа. Взялись за неё четыре ученицы 11 а и 11 Б классов. Каждая, советуясь с учителем, выбирала тему, отвечающую ее интересам, – живопись - Екатерина К., кино (режиссура) – Софья К., детективный жанр – Ирина С., английская литература – Александра С.

Те из выпускниц, кто успеет приготовиться к защите работы, представят нашу школу на научно-исследовательской конференции старшеклассников Адмиралтейского района «Лабиринты науки». А там, как знать, может быть, и на городскую конференцию «Молодые исследователи» попадем!

 

А теперь…

ВЕСТИ С ПОЛЯ БИТВЫ ЗА ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРУ

Сегодня наши специальные корреспонденты – учителя русского языка и литературы

 

Савицкая В.В.

 

На уроках русского языка и литературы в 6 А, Б и 8 А классе применяются игровые методики для вовлечения всех обучающихся в активную работу на уроках.

Ребята проходят тесты по изученному материалу в приложении "Kahoot", что позволяет разнообразить домашние задания.

Творчески мыслящие и быстрые уже второй год готовят тесты для одноклассников самостоятельно, а учитель лишь проверяет правильность формулировок в заданиях.

Также с начала 2019-2020 учебного года каждый урок словесности начинается со случайного события в приложении "Classcraft", где все ученики - герои в одной из двух команд, а учитель - мастер игры.

Как правило, это неожиданный вопрос на актуализацию знаний по предмету. За активную работу на уроках, правильное выполнение домашних заданий ребята получают очки опыта,

за нарушение правил урока отнимаются очки здоровья. Эксперимент по внедрению данной игровой методики проходит успешно: повысился интерес к предмету среди не мотивируемых хорошими оценками обучающихся, игроки поддерживают товарищей по команде и стараются набрать побольше баллов, которые открывают новые возможности в игре.

Также в рамках урочной деятельности удается собрать интересный материал для небольших сборников очерков. Во второй четверти ученики 6 Б класса написали страшные истории по мотивам прочитанного рассказа И. С. Тургенева "Бежин луг". Впереди редакторская и корректорская правка, печать тиража.

Живо проходят внеурочные занятия для шестиклассников по теме "Занимательный русский язык", на которых можно обсудить в формате семинара сложные для обучающихся темы. Особенно такие занятия полезны ребятам, для которых русский язык не является родным.

 

Дзенс И.О.

 

«Занимательная лингвистика» - так называется курс внеурочной деятельности для 8 классов, который я веду с сентября. Группа собралась деятельная, на занятиях ребята разбираются в тонкостях фонетики, графики, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, грамматики и стилистики родного языка. Наши сборы – заседания научного общества. Три человека – Паулина Б., Настя А. и Егор И. – выбрали темы проектов, связанную с нашими занятиями. Так, девочки создают материалы для буклета к урокам литературы по стихам Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, потому что современный язык существенно отличается от языка поэтов 18-19 веков, и прочтение и понимание текста затрудняется, если какие-то слова и выражения в нем не ясны. Так что будущим 9-классникам доведется работать с полезным материалом, созданным учащимися нашего «кружка лингвистов». А у Егора проект интегрированный, потому что его тема - «на стыке дисциплин»: «Лингвистика на службе биологии». Он готовит материал, объясняющий названия органов человеческого тела на основе этимологии слов. Конечно, у каждого органа в медицине есть латинское название, но по-русски каждый назван так. Что становится понятной его особенность (форма или функция). Поскольку в семье Егора есть представители медицинской профессии, он может посоветоваться со старшими и поделиться своими маленькими открытиями. Итогом его работы станет учебная презентация, которую можно будет применять в обучении на уроках языка и биологии.

И, конечно, мы не только исследуем проблемы, но и играем (например. проводим веселые викторины), а также читаем занимательные книги для школьников – недавно познакомились с главой об именах собственных из книги «Ты и твое имя. Имя дома твоего» Л.В. Успенского и выяснили благодаря ей происхождение и значение своих имен и имен ближайших родственников.

Так, читая, беседуя и играя, мы постигаем секреты мира через родной – русский – язык!

 

Емельянова В.О.

 

Начало учебного года было ознаменовано ярким «Листопадом воспоминаний», составленным из летних впечатлений учащихся 9Б класса. Сочинения и фотографии ребята расположили на красочных кленовых и березовых листьях, вырезанных из бумаги.

А совсем скоро кабинет украсят «Портреты 7Б» - стенгазета, составленная из рассказов учащихся друг о друге, украшенная портретами и автопортретами семиклассников.

Творческая группа учащихся 7А и 7Б класса работает над созданием проекта «Школьная газета». Первый выпуск был успешно завершен накануне Дня учителя и получил массу положительных откликов. В выпуск вошли праздничные поздравления (собирал Никита Д.), аналитический материал об образе идеального учителя (автор Евдокимов В.), заметки памяти Татьяны Владимировны Симоновской (собирала Маша П.), материалы об учителях-героях Великой Отечественной войны (автор Н икита Д., Милица С.).

Тема второго выпуска – 75-летие Победы. Ребята расскажут о военных страницах истории своих семей, поделятся интересным собранным материалом, составят игровые задания.


Учителя-словесники школы в своей работе основываются на принципах единства образования и воспитания, урочной и внеклассной работы и традициях коллективной жизни. Кропотливая работа учителей на уроках дает ощутимый результат: традиционно выпускники получают высокие оценки на Едином Государственном экзамене. 

ТВОРЧЕСКИЙ ОЧЕРК УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Глава 1. ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ

2018 год. Необычайный для нашей школы. Волнующий!Радостный!Для кого-то - ностальгический. Для кого-то – полный красок и бурных событий! Год 100-летнего Юбилея, который грядет. Ибо он – неизбежен. Школе 100 лет. Каковы успехи ребят. Которым сегодня от 7 до 17 лет? Ребят, которые представляют ЛИЦО ВЕКА и ЛИЦО ШКОЛЫ?

Перелистаем лучшие страницы прошлого учебного года…Помечтаем о будущем. И возьмемся вдохновенно за новые проекты, воплотим тайные замыслы, достигнем новых вершин.

Итак, начнем!

Традиционно – и это очень здорово – отстояли честь родной школы и достойно выступили на научно-исследовательской конференции Адмиралтейского района в 2018 году ученики 9-11 классов.

Победители и призеры "Лабиринтов науки"

Посмотрите на эти довольные лица докладчиков и ведущих секцию педагогов, иу вас не останется сомнений, что интеллектуальной наслаждение не сравнимо ни с чем!

 

 

Хорошая новость: в 2018-19 году конференция «Лабиринты науки» получила статус городской.

А это значит, что ученики под руководством своих опытных наставников могут выйти на более высокий уровень достижений!

Ведь опыт успешного выступления на Городских конференциях у нас есть! Победители районной конференции Анастасия М. и Евгения Б. Были приглашены к участию в Городской конференции «Молодые исследователи» и блестяще представили свои работы в 11 гимназии Василеосотровского района, где проходили слушания.

Секция литературы на Игнатьевских чтениях 2018 года собиралась в совершенно особенном месте – в недавно открывшемся зале Д.С. Лихачева. Там стоит огромный рабочий стол ученого, за которым он писал свои научные работы, на столе – письменный прибор, рядом – старинная печатная машинка. Подлинные вещи знаменитого Академика и Большого Человека! Сама атмосфера предрасполагает к академическим штудиям и серьезности исследовательского и слушательского труда. 

Полки библиотеки пока пусты. Но книги обязательно займут на них свое достойное место, когда будут перенесены сюда из хранилища. А сейчас такое впечатление, что это не пустоты на стеллажах. А просто еще не реализованные замыслы автора. Они вдохновляют писать и нас!

Выступление участников конференции. Апрель 2018. Зал Д.С. Лихачева

ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Удивительный проект, реализованный силами учащихся школ Адмиралтейского района и научными сотрудниками Центрального государственного архива литературы и искусства, что находится на улице Шпалерной в маленьком флигельке.  Казалось бы.,архив – это ветхая древность,  пыльные документы. Но, когда ученики 10-ых классов пришли туда 1 сентября 2017 года, их встретили не занудные интравертированные служители Клио, а веселый молодой коллектив хранителей культурных ценностей прошлого. А что без прошлого настоящее? Оно не ясно, не полно, оно полуживое. Найти свои корни, знать, чем жили деды и прадеды – значит понять и себя самих, осознать, что и почему мы наследуем. История каждой семьи – это часть общей истории народа и страны.

Инициатива школы горячо была подхвачена директором архива, и ребята начали добывать материал для сочинений: кто-то разузнал о наградах прадедушки, кто-то нашел в семейном архиве раритетные похвальные грамоты и письма на фронт, написанные рукой маленькой тогда бабушки, кто-то бережно разбирал строки газетных вырезок из статей, где хорошие слова были сказаны о его предках. А некоторые, поговорив с мамой, впервые узнали, что старенький кувшинчик  и древний сундучок с приданым – почти музейные экспонаты, потому что им уже более 100 лет.

А истории вещей и документов – это подлинные истории жизни близких нам людей. Так начинается Родина – со знания родного, с понимания того. Чем мы гордимся в прошлом, какими людьми были те, без кого нас не было бы на белом свете!

Завершился проект пресс-конференцией в ЦГАЛИ в мае 2018 года,где развернулся умный, глубокий диалог взрослых и детей о связи прошлого с настоящим.Все работы учеников нашей школы вошли в Большую Книгу Сочинений, которая бережно хранится и будет доступна для чтения в дни юбилейный торжеств всем гостям школы.

ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ. ПОБЕДЫ ГОДА

  • Александра С. (9 кл.) - победитель (1 место) конкурса «Дети читают классику детям» в номинации «Лучшее чтение поэтического текста».
  • Вероника Г. (11 кл.)– победитель (3 место) на районном этапе конкурса «Серебряный век. Музыка звезд», лауреат городского этапа.
  • Мария А.  (11 А) 1 место на районном и  1 место на Всероссийском этапах конкурса

«Национальные базовые ценности»

Вероника В. (11 А) - 2 место на районном и 2 место на Всероссийском этапе конкурса «Национальные базовые ценности»

 

Наши ПРОЕКТЫ 

Заметим, что все учителя-словесники имеют огромный опыт организации проектной работы. Это и мини-проекты на уроках, и большие проекты метапредметного характера. Вот лишь некоторые ихз них:

Театральный проект 6 А класса. «Перелетный страус».

Руководитель – Дина Геннадьевна Никулина

 

Все – от начала до конца – ребята делали сами: от создания сценария до эскизов и шитья костюмов и рисования декораций. Деятельностный подход в силе!

ПОЛЕЗНЫЕ И ВКУСНЫЕ УРОКИ

Приятные вести: уроки могут быть «вкусными» во всех смыслах. Рассказ В.П. Астафьева – о детстве, ответственности, совести, раскаянии и любви. Непростой рассказ. Психологический. Но нередко поговорим на уроке и потом забудем.

Но разве забудешь произведение писателя , если в финале разговора испек сам или съел вот такой чудо пряник-медвяник «конём»? Конечно, нет! А как сделан пряник – секрет для маленькой компании 6 класса А.

А то, что это шедевр, совершенно очевидно! Спасибо Дине Геннадьевне за просто гениальную методичекую идею!

 

Глава 2. ПО ВОЛНАМ МЕЧТЫ

Множество замыслов, проектов, уроков впереди. А чтобы не погрязнуть под горами книг и тетерадей, не прирасти навечно к компьютеру. Мы ходим на литературные прогулки. Вот, 7 Б уже побывал в саду усадьбы Г.Р. Державина и приглашает туда всех! Тем более что наша школа в 20 минутах пешком от этого волшебного места. Присоединяйтесь!

 

У;спехи юбилейного года

Призерами Всероссийского конкурса сочинений-2018 на районном этапе стали пять учащихся:

Анастасия Ш., Александра К. (11 кл.),

Любовь М., Александр П. (8 кл.) и Алиса В. (6 кл.).

 

2141
Меньше минуты