Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №238 

с углубленным изучением английского языка 

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Дзенс Ирина Ольверовна

Дзенс Ирина Ольверовна

В начале было Слово

Сила слова невероятна. Слово означает мысль, чувство, действие. Кому, как не учителям, этого не знать!

Работая в школе почти четверть века, все еще удивляюсь, как слово, сказанное на уроке или после него, наконец – прямыми или витиеватыми путями все же дошедшее до … нет, не ушей, а до глубины души растущего человека, может радикально изменить реальность.

И вот тогда мы начинаем открыто общаться, сообщаться, приобщаться, создавать новое на основе известного и вскоре уже творить исключительно своё.

Меня очень радуют эти минуты единения в творческом процессе, мгновения озарения: здесь и сейчас открыта истина.  Для себя. Для одноклассников. А на самом деле – для всего человечества, потому что, ученик перестает быть школяром, становясь все более сознательной личностью.

Сильной стороной нашей школы всегда была именно мощная личностная составляющая. Ребята говорят и пишут сочинения,  готовят концерт, выступают на сцене в спектакле, сражаются в интеллектуальном турнире знатоков языка, представляют проект в литературном музее, превращаются в поэтов и художников Серебряного века, в очередной раз оказавшись в Литературном кафе…

Что бы они ни делали, они растут как ЛИЧНОСТИ, и в их взаимодействии рождается мыслящее сообщество, творческий коллектив.

Фотографии, запечатлевшие некоторые мгновения школьной жизни, которые поистине ПРЕКРАСНЫ, - дают возможность увидеть, какой мощи потенциал созидания заложен в наших учениках!

Система работы школьного методического объединения

учителей русского языка и литературы

школы № 238 с углубленным изучением английского языка

Школьное методическое объединение нашей, 238-й, школы видит главной целью формирование развитой языковой личности через преподавание взаимосвязанных предметов – русского языка и литературы. Именно таково требование ФГОС нового поколения, которому соответствует и модель ученика, описанная в Образовательной Программе школы.

Современная педагогика личностно ориентирована, направлена на индивидуальное развитие умственного, интеллектуального творческого потенциала ученика, его духовной сферы в процессе освоения различных предметов.

Родной язык и родная литература – источники этого развития. Но из источников нужно научить черпать. Приобщение учеников к духовной культуре родной страны начинается на уроке, где происходит постижение взаимосвязей словесности и жизни, где дети открывают для себя несметные сокровища языка, осмысливают возможности владения им для полного и точного самовыражения.

Наше методическое объединение в хорошем смысле «старое и крепкое»: в нем 5 учителей со стажем от 4 лет почти до полувека, четверо имеют высшую категорию. Все без исключения осваивают эффективные технологии обучения, включая компьютерные, повышают профессиональную квалификацию на различных филологических и педагогических курсах.

Наше педагогическое кредо –полно выражают 4 девиза:

1. «Мы разные – мы вместе!»

В соответствии с этим принципом мы определяем направления работы, которые эффективнее выполнит каждый из нас, взаимодополняем друг друга, делясь опытом, обсуждая успехи и промахи.

2. «Природа вещей – Закон!».

В соответствии с этим принципом в построении своих рабочих программ, календарно-тематических и поурочных планов, программ внеклассных мероприятий по предметам мы всегда исходим из соответствия формы работы её предметному содержанию, а также возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учеников. Принимаем во внимание и различия собственных индивидуальных педагогических стилей.

3. «Эффективное современно!»

В соответствии с этим принципом мы придерживаемся установки на инновационный подход к использованию различных технологий, методов и приёмов обучения и воспитания. Каждой технологии есть место в школе, важно лишь осмыслить обусловленность избираемых форм деятельности поставленными целями и задачами. Порой, как в басне говорится, «а старый метод был хорош»! А порой и само время, и по-новому открытый материал, и «другие» ученики, не похожие на «вчерашних», и условия работы (в том числе и материально-технические) требуют поиска новых, подходящих для восприятия именно этими ребятами форм организации их учебно-познавательной деятельности.

4. «Союзничество и сотворчество» - в соответствии с этим принципом мы строим работу так, чтобы ученики осознавали свою значимость, могли проявить свои таланты, имели возможность сотрудничать с учителем на равных, предлагая решение какого-либо вопроса. Предпочтение на многих уроках мы отдаем стратегии диалога, которая означает, что учитель выступает координатором и собеседником, а не верховным судьей. Однако и он может высказать твердо свою точку зрения, оставив за учениками право самостоятельного решения.

 

Система нашей работы строится на основе нескольких принципов:

1. Принцип взаимосвязи урока и внеурочной деятельности по предмету.

В соответствии с этим принципом мы обучаем и развиваем учеников не только на уроках. Различные игры, олимпиады, фестивали, викторины, конкурсы интегрированного характера, проекты разных форматов помогают пробудить интерес учеников к образованию, учат общению и работе в коллективе, в команде, дают возможность проявить себя – то есть способствуют дальнейшей социализации.   «Учение с увлечением!» - вот что мы стремимся обеспечить в нашей школе. «Образовать» - это создать ОБРАЗ ученика, его многогранной личности.

2. Сотрудничество «Класс – школа – учебная параллель»

Мы не столько соревнуемся, сколько общаемся, вовлекая ребят в конкурсы, проекты, игры. Все созданное предшественниками используется «потомками», в хорошем смысле «заражает» творчеством.

3. Индивидуализация в обучении и воспитании – согласно этому принципу обеспечивается прохождение ученика по своему индивидуальному образовательному маршруту. Этот принцип предполагает разработку и использование:

  1. разноуровневых (по сложности) и вариативных (по характеру: репродуктивных, продуктивных, творческих, эвристических) заданий для учащихся одного класса по каждой теме;
  2. применение многокритериальной оценки качества знаний и умений учеников;
  3. обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, пишущих реферативно-исследовательские и творческие работы (урочные, конкурсные) от этапа планирования до этапа представления на конференциях, конкурсах школьного, районного, городского уровней;
  4. привлечение каждого к участию во внеклассных делах, связанных с предметами – Научно-практическая конференция старшеклассников, видеоконференция «Мой Петербург», Литературное кафе, «Интеллектуальный рыцарский турнир», Литературный салон «Золотой век», КВН-ы по русскому языку, «Конкурс красоты родной речи», игра «Умники и умницы», игра по станциям «По дорогам Сказки» и т.д.).

 

МО учителей-словесников школы № 238 ориентируется на современные инновационные технологии урока, понимания под инновацией прежде всего ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и ЭФФЕКИВНОСТЬ избранного способа организации познавательной деятельности учащихся.

Мы убеждены, что учитель-профессионал должен владеть различными педагогическими технологиями.

Наиболее эффективно в нашем МО сегодня применяются:

  • Пошаговая технология (преимущественно на уроках по орфографии, грамматике, синтаксису, однако с включением игровых элементов в среднем звене – 5-8 класс).
  • Игровая технология (преимущественно в 5-7 классах на уроках русского языка и литературы).

Технологии, соответствующие стратегии диалога и реализующие личностно-ориентированный подход к обучению:

  • ТРКМ – технология развития критического мышления (на уроках литературы в 5-11 классах, русского языка и развития речи преимущественно в 8-11 классах).
  • Рефлексивная технология (преимущественно в 8-11 классах на уроках литературы).
  • Мастерская (письма, освоения новых знаний – во всех классах на уроках русского языка, развития речи и литературы).
  • Проектная технология (во всех классах на уроках русского языка, развития речи и литературы).

И как садовники, радующиеся тому, что у него из сада уносили лучшие плоды, мы все готовы поделиться своими наработками в области технологий и приемов не только друг с другом, но и с коллегами из разных школ нашего города и огромной страны. Знакомьтесь, пробуйте и готовьте нечто подобное, если сочтете полезным!

Методические материалы:

Урок литературы в 5 классе. Андерсен. Жизнь как сказка

Урок в 6 классе "Образы Петербурга"

Урок в 9 классе "Сочинение на лингвистическую тему"

Урок в 9 классе "Жуковский. Элегия Море."

урок в 11 классе "Справедливость"

Статьи:

Личностные результаты учебной деятельности школьников. Создание условий для формирования. Критерии оценки

Предметная и метапредметная специфика виртуальной экскурсии как средства приобщения обучающихся к культуре Санкт-Петербурга

Разное:

Список книг на долгие лета

56
Меньше минуты