Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №238 

с углубленным изучением английского языка 

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Исторические науки


Бойко Татьяна Николаевна
Бойко Татьяна Николаевна,учитель истории и обществознания высшей категории, председатель МО учителей истории, победитель национального проекта "Образование" - "Лучший учитель России" 2006, 2014

Долматова Марина Борисовна
Долматова Марина Борисовна, учительМХК высшей категории,победитель национального проекта "Образование" - "Лучший учитель России" 2007

 Дубровина Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания I категории
 Мубаракшина Лидия Витальевна, учитель истории и обществознания молодой специалист

 

 

Задачи преподавания предметов социально-гуманитарного цикла:

- формирование у учащихся знаний о различных сторонах историко-культурного процесса на основе достижений современной науки;

- выполнение требований стандартов образования на высоком уровне; обеспечение элективных курсов предпрофильного и профильного образования;

- формирование умения понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности; умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры;

- патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации;

- воспитание толерантности,

- развитие личности ученика на основе знания прошлого, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, анализа произведений искусства, явлений культуры;

- формирование ценностных ориентации ученика, помощь в решении ими морально-нравственных проблем, ориентация учащихся прежде всего на общечеловеческие ценности.

        Реализация этих задач осуществляется прежде всего через урок. Современный урок предполагает сотрудничество учителя и ученика, совместный поиск истины.

        Т.Н. Бойко большое внимание уделят вопросам социокультурного развития, сохранению традиций, роли личности в истории. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии являются важными элементами урока истории и истории и культуры Санкт-Петербурга.

        При организации работы учащихся на уроке систематически используются групповые формы работы (групповой зачет, групповая игра, урок-конференция), задания по анализу исторических источников, решение проблемных заданий, творческие задания, элементы театрализации.

       На уроках Т.Н. Бойко постоянно используются информационные технологии (перевернутый класс, мобильное обучение, дистанционное обучение), ЭОР. Татьяна Николаевна готовит собственные презентации к урокам и организует уроки с использованием мультимедийных презентаций, выполненных учащимися.

        М.Б. Долматова в преподавании Мировой художественной культуры реализует учебные программы «История изобразительного искусства и архитектуры» и «Проблемы современной художественной культуры», разработанные Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского Музея. Каждый урок Марины Борисовны – это постижение языка культуры, прикосновение к всемирному культурному наследию на основе мультимедийной презентации, подготовленной учителем.

        Внеклассная работа по предметам социально-гуманитарного цикла разнообразна по формам и содержанию:

- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях,

- проведение историко-краеведческих чтений, конференции «Ленинград. Война, Блокада», участие в школьных Гуманитарных Игнатьевских чтениях,

- деятельность школьного Музея "Герои Ораниенбаумского плацдарма" под руководством Т.Н. Бойко,

- факультативы и кружки.

Работа Методического объединения учителей истории, обществознания, истории города и мировой художественной культуры «КЛИО Юбилей»

К

Качество работы

Средний балл учащихся по истории и обществознанию – около 4, по МХК и истории и культуре Санкт-Петербурга – 4,5, более 70% учащихся успевают по предметам цикла на 4 и 5.

Учащиеся приняли активное участие в школьном туре олимпиад (5-7 классы – 75%, 8 – 11 классы – 45%).

В районном туре по истории, обществознанию, праву, МХК, истории и культуре Санкт-Петербурга 12 учащихся стали призерами и победителями.

Призерами регионального тура стали Ершов Иван 9а (история), Гвоздкова Анастасия 11а и Калинина Ника 10а (МХК). Призерами региональной олимпиады по краеведению стали Смирнова Ирина 10а, Маркович Любовь 8а, Воронцова Екатерина 9б.

В игровом конкурсе «Золотое руно» (отв. Долматова М.Б.) приняли участие 22 уч-ся 8-11 классов. Первое место в России заняли 4 человека.

В 9 дистанционной олимпиаде с международным участием РОСТКОНКУРС (Дубровина Н.В.) победителями стали 5 человек из 6 класса, 1 человек из 8 класса, 2 человека из 9 класса.

Л

Линии развития

  • реализация ФГОС в урочной и внеурочной деятельности;
  • организация проектной  и исследовательской деятельности учащихся;
  • совершенствование методики преподавания: разнообразие методик и технологий, особое внимание необходимо уделять навыкам анализа и самоанализа учебной деятельности учителя и учеников;
  • утверждение системно-деятельностного подхода в преподавание предметов цикла;
  • развитие системы подготовки учащихся к предметным олимпиадам;
  • совершенствование подготовки учащихся к выполнению заданий ГИА и ЕГЭ;
  • развитие информационных умений учащихся, использование в практике обучения задания, требующие работы с разного рода источниками, ориентировать учащихся на использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с выдвинутыми познавательными задачами;
  • использование дистанционного и смешанного обучения в преподавании;
  • сочетание урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, ОДОД.

И

Исследовательская и проектная деятельность

Эта деятельность учащихся стала основным направлением работы в прошедшем учебном году.

К Игнатьевским чтениям (8-11 классы) было подготовлено 8 выступлений (учителя Бойко Т.Н., Долматова М.Б.).

Учащиеся школы приняли участие в 4 секциях городской конференции «Лабиринты науки»: МХК (Шевцов Глеб 11а, уч. Долматова М.Б. - победитель); Истории России (Смирнова Ирина 10а, уч. Бойко Т.Н. – призер), краеведения (Дорофеев Тимур 10а победитель, Бунимович Егор 9а, уч. Бойко Т.Н  – призер); истории образовательных учреждений (Зайцева Татьяна 8б, уч. Бойко Т.Н. - призер).

На городском фестивале  «Музей открывает фонды» Биджамова Лидия 11б, Маркович Любовь 8а получили диплом 2 степени.

В межпредметной олимпиаде школьников «Русский музей во дворцах и в Интернете» Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея приняли участие 12 учащихся 9-11 классов. Лауреат городского этапа – Корелина Екатерина 10а (уч. Долматова М.Б.)

Успешно продолжалась исследовательская деятельность на основе материалов школьного музея «Герои Ораниенбаумского плацдарма». Дорофеев Тимур (10а) стал лауреатом городской конференции «Ленинград. Война. Блокада» (уч. Бойко Т.Н.).

Проекты реализовывались в 5-8 классах в течение всего учебного года как через внеурочную деятельность, так и через индивидуальную и групповую работу с учащимися. Итогом проектной деятельности стало выступление учащихся на ежегодных «Игнатьевских чтениях» 5-8 классов. Под руководством Дубровиной Н.В. реализован 22 проекта, Мубаракшиной Л.В. – 19 проектов.

Долматова М.Б. продолжила реализацию проекта «Познаю искусство - познаю себя» для учащихся 7-х классов в системе дистанционного обучения Русского музея. На Игнатьевских чтениях проект был успешно представлен Каменецкой Елизаветой 8б. Кроме того, подготовлено еще 2 проекта 4 учащимися.

О

Опыт и методика.

В 2018-2019 гг. учителя продолжали самообразование и совершенствовали методическое мастерство:

Мубаракшина Л.В. продолжила обучение в магистратуре ЛГУ им. Пушкина, прошла обучение на курсах АППО «Современные модели технологий и содержания обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом».

Долматова М.Б. прошла обучение на дистанционных курсах Онлайн школы Фоксфорд «Методики и технологии преподавания МХК».

Все учителя  приняли участие в Педагогических Игнатьевских чтениях. Дубровина Н.В. подготовила доклад на тему «Место и роль самооценки на уроках обществознания».

Бойко Т. Н. награждена Гревсовским дипломом Санкт-Петербургского союза краеведов; участвовала с докладом «Новая школа: традиции и инновации» в Городской конференции «Санкт-Петербург – столица образования», в международном семинаре в Германии «Never again. Культура памяти»

Юбилей

  • 100-летие школы.
  • 75-летие полого освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
  • 90-летие В.В. Конецкого.

К 100-летию школы учителя МО возглавили подготовку и проведение многих мероприятий:

  • проведение вечера встречи выпускников, юбилейного концерта, уроков выпускников;
  • подготовка проектов «История семьи в истории школы», «Они учились в нашей школе», «Наши школьники в эвакуации», «Экспонаты школьного музея рассказывают»;
  • создание экспозиции школьного музея «История школы»;
  • проведение выставок «Конецкие: родословная. Осенний листопад», «Наша Новая школа»;
  • выпуск сборника, посвященного истории школы;
  • фестиваль классных хоров «Школьные годы чудесные»;
  • школьная конференция «Нашей школе 100 лет: этапы большого пути»;
  • Исследовательские работы учащихся «Наша школа в годы войны», «А.П. Ломан», представлены на Игнатьевских чтениях, конференциях и конкурсах разного уровня

К 75-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады и 74 годовщине Победы в Великой Отечественной войне:

  • Проведение Уроков Мужества и большого праздничного концерта;
  • Квесты, экскурсии, виртуальные и реальные путешествия по местам боев, по Дороге жизни, в город воинской славы Ломоносов, на гору Колокольня;
  • Проекты и исследования «Г.И. Богорад», «О.Я. Штейнберг»;
  • Школьная выставка «Папе на фронт, сыну – с фронта», районная выставка «Ленинград. Война. Блокада».
  • Организация и проведение районного игрового командного историко-краеведческого музейного конкурса «Операция «Нева-2», посвящённого 75-й годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады и Дню героев Отечества.

 

Наши достижения.

       Т.Н. Бойко – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации Приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года. 
       Долматова М.Б. – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации Приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года.         Наши учащиеся ежегодно активно и успешно участвуют разнообразных конкурсах, олимпиадах, конференциях на районном и городском уровнях.

4278
Меньше минуты