МО русского языка и литературы
В состав МО входят:
Дзенс Ирина Ольверовна, учитель высшей категории, председатель МО, победитель конкурса "Лучший учитель Санкт-Петербурга" | Сергеева Анастасия Станиславовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории | ||
Савицкая Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы первой категории | Лютая Диана Викторовна, учитель русского языка и литературы, молодой специалист |
Есть люди дела, а есть люди слова. А кто такие учителя, в особенности учителя словесности?
Если подумать, это совершенно особенные люди, у которых СЛОВО становится главным ДЕЛОМ - профессией.
Но, поскольку мы учителя русского языка и литературы, никакие наши слова вовсе будут не нужны, если они не доходят до наших учеников, которые участвуют в самых разных замечательных делах, пробуют себя в исследовательской и творческой работе. Весело, продуктивно, интересно общаются.
Калейдоскоп событий 2022-23 года
Время летит стрелой… Перелистаем страницы недавнего прошлого и вспомним наши дела и достижения!
Сентябрь – ноябрь ежегодно – это бурный период предметных олимпиад. В школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку приняли участие 129 человек; по литературе – 62 человека из 5 - 11 классов. Олимпиада по русскому – самая массовая!
Все победители школьного этапа стали участниками районного этапа: 12 человек были приглашены к участию на районном этапе олимпиады по русскому языку; 4 - по литературе.
Широкий охват ребят работой над выполнением сложных олимпийских заданий – дело хорошее. Но важны и серьезные достижения. На олимпиаеа по русскому языку: из 12 выступавших успеха добились 5 наших учеников: Воронцов Олег (9Б) стал победителем районного этапа и вышел на городской этап (учитель Савицкая В.В.), еще 3 человека стали призерами: Исакова С., Гвоздкова А.), Алексеева А.) (учитель Дзенс И.О.).
На районном этапе олимпиады по литературе из 4 приглашенных призерами стали ученицы среднего звена: Васильева С. (учитель Касаткина А.И.) и Потемкина И. (учитель Сергеева А.С.)
Успешным было выступление наших старшеклассников на нескольких научно-практических конференциях районного и городского уровня.
Участие в конференциях
Название |
ФИ уч.-ся |
Тема |
Результат |
учитель |
Научно-практическая конференция старшеклассников Адмиралтейского района «Лабиринты науки».
|
Алексеева А |
«О чем рассказал костюм? Функции костюмной детали в русской прозе второй половины 19 века» |
Диплом 1 степени Секция «Русский язык» |
Дзенс И.О. |
Битюкова А. |
«О числовой структуре романа Е.И. Замятина «Мы» |
Диплом 1 степени Секция «Литература» |
Савицкая В.В. |
|
Зуркова Е. |
«Колесо обозрения». Альманах рецензий. Путеводитель для петербургского школьника. |
Диплом 2 место Секция «Проекты» |
Дзенс И.О. |
|
XV Всероссийская научно-практическая конференция старшеклассников с международным участием «Молодые исследователи» |
Алексеева А. |
Секция «Литература» Тема «О чем рассказал костюм? Функции костюмной детали в русской прозе второй половины 19 века» |
Призер |
Дзенс И.О. |
Битюкова А. |
Секция «Литература» «О числовой структуре романа Е.И. Замятина «Мы» |
Участник очного тура, финалист |
Савицкая В.В. |
|
Городская НПК старшеклассников «Путь в науку» (на базе Второй Санкт-Петербургской гимназии» Секция «Литература» |
Алексеева А. |
Тема «О чем рассказал костюм? Функции костюмной детали в русской прозе второй половины 19 века» |
Диплом 3 степени |
Дзенс И.О. |
Битюкова А. |
«О числовой структуре романа Е.И. Замятина «Мы» |
участник |
Савицкая В.В. |
|
Юношеская научно-практическая конференция в рамках открытого городского межмузейного проекта исследовательской деятельности учащихся “Музей открывает фонды” |
Колкова К.
|
«Пометы, оставленные на полях пьесы «Каменный гость» в однотомном собрании сочинений А.С. Пушкина из личной библиотеки А.А. Ахматовой» |
Диплом 1 степени |
Савицкая В.В. |
Удовиченко С. Кожухова П. |
«Лев Петрович – человек рассеянный. К истории создания текста и иллюстраций» |
Дипломы 1 степени
|
Савицкая В.В.
|
|
|
В направлении проектной деятельности старшеклассников активно работают наиболее опытные учителя-словесники кафедры – Дзенс И.О. и Савицкая В.В. В центре внимания – прежде всего исследовательские проекты.
Тесное сотрудничество с музеем А.А. Ахматовой в Фонтанном доме принесло свои плоды: Удовиченко С. и Кожухова П. блестяще защитили свой исследовательский проект по литературе «Лев Петрович – человек рассеянный. К истории создания текста и иллюстраций», А. Битюкова представила свою работу «О числовой структуре романа Е.И. Замятина «Мы» на НПК старшеклассников на трех конференциях «Лабиринты науки», «Молодые исследователи» и «Путь в науку», Алексеева А. достойно выступила с работой на тему «О чем рассказал костюм? Роль костюмной детали в реалистической литературе 19 века». Каждая из девушек завоевала 1 место на районном уровне, а Анастасия Алексеева на городской конференции «Молодые исследователи» стала четвертой в общем рейтинге, включавшем не только гуманитарные секции, но и секции математических и естественных наук.
Творческие конкурсы
Участие в творческих конкурсах принесло много побед и позволяет говорить о широком круге вовлеченных учеников школы как на школьном, так и на районном и городском уровнях.
Общешкольный конкурс чтецов “Поэты и писатели о войне и мире» был посвящен юбилейной дате - 80-ой годовщине со Дня прорыва блокады. Этим традиционным конкурсом уже 24 января открылся цикл мероприятий, связанных с празднованием памятной священной даты - полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В нем приняло 27 участников из 5-11 классов, 9 из них стали победителями. Это Крузенштерн П, Алексеева П, Шпаковский В., Семин К., Румянцева Н., Потемкина И., Исакова С., Савина А., Алексеева А. Значим тот факт, что в конкурсе участвовали ученики всех наших педагогов-словесников.
Невозможно не гордиться успехами учеников нашей 238-й во многочисленных творческих конкурсах, недаром же мы – школа гуманитарной направленности!
Судите сами:
Районные, городские, творческие конкурсы
Районный конкурс чтецов “Живое поэтическое слово” (ДДТ “У Вознесенского моста”)
Савина А. и Душевская П. получили Дипломы 2 степени
ГБУДО ДТ «Измайловский» Районный этап IХ городского конкурса «Дети читают классику детям».
Мамонтова А. и Исакова С. Награждены Дипломами I степени Румянцева Н. - Дипломом 2 степени -Битюкова А. Дипломом III степени.
Больше всах призеров оказалось среди учеников Касаткиной А.И. и Дзенс И.О.
Районный этап регионального конкурса “Творчество юных”
Д. Гучетль получила информацию от Дзенс И.О. и представила свой рассказ «Жизнь ради других» и стала призером - Диплом 2 степени, а на городском этапе получила Диплом 3 степени
ВКС (Всероссийский конкурс сочинений)
Победителями школьного этапа стали Алексеева А., Николаева А.Колосов М., Стомин М.
Колосов М. благодаря своей учительнице литературы Д.В. Лютой проявил особую активность и принял участие в трех творческих конкурсах: «Творчество юных», Международная независимая литературная премия «Глаголица» Межрегиональный литературный конкурс для молодых авторов «Алый парус».
И уже в финале года, когда. Кажется, силы на исходе, учащиеся Васильева А., Комаровский Д., Зверев Е., Шпаковский В. По предложению А.С. Сергеевой выступили на «Международной олимпиаде «Инфоурок. Русский язык. углубленный уровень» и завоевали два вторых и одно третье место.
Нескучные будни и праздники с учителями-филологами
И, конечно же, в 2022-23 году в школе было проведено много литературных игр «Сказочный карнавал» в 5-ых классах, «Литературное кафе в стиле Серебряного века» в 11-ых, состоялись литературные прогулки и квесты 5, 9, 10 классов с Валентиной Владимировной Савицкой, «Конкурс красоты родной речи» в День Познания в 10 классе с Ириной Ольверовной Дзенс, выход на «Тотальный диктант» с Анастасией Станиславовной Сергеевой, участие в проекте «Живые стены» (оформление школьного пространства в рекреации и коридоре 2 этажа 2 корпуса учениками 7 и 9-ых классов под творческим руководством Алены Игоревны Касаткиной.
Традиционными были выходы в театры города разными составами детей в течение всего года. Оцените диапазон интересов учителей и ребят: посещены спектакль “Вишневый сад” в Театральной долине в“Арт-музе», “Дягилев. Сезоны” и “Лабиринт” (Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) в “Дягилев. PS”), “Три сестры” и «Любовные кружева» в Молодежном театре на Фонтанке, “Обломов” в театре им. В.Ф. Комиссаржевской.
Знаковым событием стала подготовка литературно-музыкальной композиции на основе лирики 2-й половины ХХ века. “Жизнь все равно прекрасна!” ко Дню Победы, с которой блестяще выступили выпускники 2023 года на концерте, посвященном этому великому для каждого гражданина России празднику.
Как видите. сделано за 2022-23 учебный год немало. И сделано не «для галочки», а с энтузиазмом и с душой!
Обмен опытом между коллегами
В течение года учителя из состава нашего МО давали открытые уроки. Оказалось, некоторые даже не по одному.
В рамках школьного проекта «Марафон открытых уроков» по теме: “Современный урок. Практика достижения образовательных результатов в рамках реализации обновленных ФГОС” Дзенс И.О. показала урок по теме «Описание предмета. Кукла-марионетка «Баба-Яга» (Мастерская речевого развития), а Савицкая В.В. пригласила на урок по теме “Драма крепостного Герасима” (по рассказу И. С. Тургенева “Муму”)
Сергеева А.С. подготовила и провела два урока: «А.С. Пушкин. Лицо и маска героев повести «Барышня – крестьянка». Роль случая в композиции произведения» в 6 А классе, «Подготовка к написанию сочинения-описания картины в 6 А, 6 В классах.
Касаткина А.И. представила на конкурс «Педагогические надежды» открытый урок по теме «Сочинение-описание картины И.К. Айвазовского “Петербург. Переправа через Неву” (1870).
Все уроки получили высокую оценку специалистов не только из нашей школы, но и представителей комиссии районного конкурса педагогических достижений молодых специалистов: Алена Игоревна стала его лауреатом
По сути, Алена Игоревна - наш «Герой года»: кроме победы на конкурсе, она на высоком уровне филологической подготовки провела в октябре – декабре 2022 года цикл вебинаров “Школа грамотеев: Факты истории русского языка на уроке и олимпиаде” (6 занятий) для учителей русского языка и литературы. Вебинары посещали не только учителя района, но и преподаватели других школ города. Инициатива учителя была отмечена в районе как перспективная и важная, и ей было предложено продолжить преподавательскую деятельность для педагогов на базе Академии постдипломного образования. В этом году Касаткина А.И. ведет курс "Методика преподавания русского языка и литературы в школах с низкими образовательными результатами", читает лекции по истории литературы и ценностно-смысловых ориентирах в русской литературе на кафедре общественно-научного и культурологического образования. Также ее включили в состав городской рабочей группы по созданию методического пособия по предмету "Преподавание «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)".
Вы заметили, что мы плавно перешли к работе в НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ?
Уверены, он будет особенным, потому что юбилейный.
НАШЕЙ ШКОЛЕ 105 лет!
Планы и ожидания юбилейного года
Пришло время поделиться мыслями и новыми идеями!
Ирина Ольверовна Дзенс
Сколько помню нашу 238-ую, у нас на кафедре словесности всегда происходило что-то интересное.
Когда я пришла работать, мы не только проводили олимпиады и конкурсы по русскому языку и литературе, но и ставили спектакли.
Так, в далеком 1999, в Год 200-летия со Дня рождения А.С. Пушкина, с группой ребят из 11 Г вышли на городской конкурс постановок по его литературным произведениям и прошли во 2 тур со спектаклем «Пир во время чумы». Репетировали в рекреации у 47 кабинета две недели до 6-7 вечера. После репетиций бежали на курсы в университеты. Бежали все, кроме Маши из 5 класса, которая играла мелодию на скрипке (ученица С. Стадлера!), аккомпанируя исполнительнице роли Мери.
В городской комиссии были очень удивлены, узнав, что мы – не театральная студия, а учащиеся обычного, «не-театрального» класса. Хотя как же обычного? Многие занимались музыкой, писали стихи (самобытные, не ученические!). Тогда в школе изучали латынь, греческий и даже коптский. Об английском и французском и говорить не приходится – они были в приоритете!
Но самое удивительное – когда эти замечательные наши выпускники ушли за порог школы, им на смену явились другие, не менее яркие и талантливые. И мы ставили с 8 Б «Пимиентские блинчики» по рассказу О Генри, между прочим, это был мюзикл. Тогда это слово не было еще в ходу, а в нашей постановке было 6 песен. Ребята сами играли на гитарах, все пели, репетировали танцы. А когда их параллель повзрослела, уже объединенными усилиями классов А и Б ставили «Вишневый сад» по Чехову.
Они тоже в назначенный срок покинули школу, но следом … Да. вы угадали, цепочка традиций не прервалась! И на школьной сцене появились «Садко», потом - «Вий», его ставили с 7 классом, помнится, как с Ладой Марковной – их классным и музыкальным руководителем показывали гопак – танец для финала постановки, затем – «Горе от ума» по Грибоедову, «Мещанин во дворянстве» по Мольеру...
А предметные недели русского и литературы всегда были декадами, и каждый день в это период каждый учитель проводил 2-3 мероприятия – от викторины внутри одного до игры по станциям или «Мифологического карнавала», «Литературного салона» в целой параллели. Тогда не было официальной внеурочки, но почему-то получалось успеть много. К чему это я?
Шло время. Менялись школьные программы. Учебные планы. Вводились и обновлялись ФГОСы. Появились ФООПы. Жизнь стала жестче, регламентировать теперь принято почти каждый шаг.
Дети тоже изменились – потому что новое поколение родителей и потому что школа – модель общества – а в нем, конечно, объективно произошли изменения. Но тем не менее дети остались детьми. Они увлекутся тем, чем увлечем их мы.
Поэтому главная моя надежда – надежда на то, что у нас в потоке формальных событий и необходимостей не иссякнет творческая энергия и хватит сил и времени сделать много живых, ярких, обогащающих ум и душу учеников дел. Судя по составу нашего МО – талантливому, инициативному, ответственному - мы справимся!
В юбилейный год хотелось бы вспоминать прошлое добрыми словом, а жить- интересным НАСТОЯЩИМ!
Анастасия Станиславовна Сергеева
Прошло 2,5 года с начала моей педагогической карьеры, которой бы не случилось без 238-й школы. Именно здесь я обрела интерес к профессии, любимых учеников (всех тех, кого я учила и учу), прекрасных коллег и множество незабываемых впечатлений.
В 2023 году школа празднует свой 105-й юбилей, поэтому множество планов связано именно с организацией этого праздника. Хочется сделать что-то памятное, подарить уже ставшим родными стенам новые символы вместе с классом и коллегами.
Безусловно, этот учебный год станет для меня самым важным из тех, что уже были, ведь мои первые ученики окончат 9 класс. Не скрою, что испытываю волнение, переживаю за каждого из них, но верю в то, что мы обязательно справимся со всеми испытаниями вместе!