Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №238 

с углубленным изучением английского языка 

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

МО русского языка и литературы

В состав МО входят: 

 

Дзенс Ирина Ольверовна   Дзенс Ирина Ольверовна, учитель высшей категории, председатель МО, победитель конкурса "Лучший учитель Санкт-Петербурга"
 Фельдшерова Валентина Олеговна   Емельянова Валентина Олеговна, учитель русского языка и литературы первой категории
Савицкая Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы 
  Суворова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, кандидат наук
  Сергеева Анастасия Станиславовна, учитель русского языка и литературы, молодой специалист

 

      

ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

Необычайно вдохновенно начался новый, 2020-21 учебный год! Прежде всего потому, что после периода дистанционного обучения в конце прошлого года и летних каникул учителя и ученики не виделись почти полгода. Здравствуй, школа! Мы давно не ходили по твоим коридорам, не сидели за партами, не общались лично с учителями, не смеялись и не болтали с товарищами!

Да, мы начинаем в сложных условиях, требующих соблюдения разных санитарно-гигиенических правил, учителям придется ходить по закрепленным за классами кабинетам с пособиями и книгами, а ребятам – находиться полдня, а иногда и целый день в одном помещении, чтобы не «пересекаться» с соучениками их других коллективов. Но мы теперь вместе, можем работать вживую. И сколько бы плюсов мы не нашли в дистанционном обучении, оно никогда не сможет- и не должно! - заменить роскошь живого общения людей, их прямое интеллектуальное и творческое взаимодействие.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы прошло «испытание дистантом» вполне достойно: и год мы закончили без потерь, и ЕГЭ наши выпускники сдали прилично: средний балл по литературе – 75,1, по русскому языку – 73,5.

При этом не только стабильными результатами в обучении завершился предыдущий год.

НАШИ СВЕРШЕНИЯ

Успешно выступили ученики школы на районной научно-практической конференции старшеклассников «Лабиринты науки» на секции литературы:

1) Александра С. (11 кл.) – победитель (Тема «Лики Гамлета» (Образ Гамлета в русской поэзии 2-й пол. ХХ века»);

2) Ирина С. (11 кл.) – победитель (Тема: «Образ Милиционера в поэзии Д.А. Пригова»)

3) Екатерина К. (11 кл.) – призер (Тема «Живопись в зеркале поэзии» (на материале лирики 2-й половины ХХ века).

 

Призерами Всероссийского конкурса сочинений в сентябре 2019 года стали четверо учащихся: Наира А. (5 кл.), Олег В. (6 кл.), Анастасия Р.. (9 кл.), Ксения В. (11 кл.)

А выпускница этого года Евгения Б. на районном этапе V Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Национальные базовые ценности в творчестве» получила 2 место в номинации «Рисунок».

Принесло три ярких победы участие в конкурсе «Дети читают классику детям»:

Александра С. (11 кл.) - 1 место в номинации «Лучшее чтение поэтического текста» (И. Бродский «Офорты»); Анна К. (8 кл.) - 1 место за чтение стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка!»; Ксения К. (6 кл.) - 3 место за чтение стихотворения «По синим волнам океана…» М.Ю. Лермонтова.

На районный конкурс юных поэтов «Осенний стихопад» представил поэтическую тетрадь Иван Е.. (10 кл.), стихотворение которого вошло в сборник «Планета поэтов».

 

Юбилейные конкурсы и проекты. 75 лет Великой Победы

 

Традиционный Общешкольный конкурс чтецов «Одним дыханьем с Ленинградом» в Юбилейный год Великой победы прошел масштабно и в то же время по-человечески тепло.

Сначала он организовывался в классах, затем лучшие чтецы выступали перед школьной аудиторией и жюри, в состав которого вошли библиотекарь школы Грызунова Л.В., педагог-организатор Павленко Л.А., учителя словесности и старшеклассники. Из 34 участников 19 стали победителями и призерами.

Итогом коллективного интегрированного проекта проекта, осуществленного в 8 А и 8 Б классах Дзенс И.О. и Савицкой В.В. в сотрудничестве с учителем истории Т.Н. Бойко, стал сборник сочинений «Живая память блокадного прошлого». После цикла уроков литературы по рассказу В.В. Конецкого «Дверь» и стихов О.Ф. Берггольц, а также после посещения в школьном музее выставки открыток и книг, изданных в блокадном Ленинграде, учащиеся писали эссе, которое предполагало осмысление значения экспонатов и литературных текстов для сохранения живой исторической памяти.

Санкт-Петербургский «Музейно-выставочный центр» организовал Городской конкурс эссе «Расскажи, чтобы помнили», на который были отправлены 4 работы наших учениц –Василины А., Марии К., Анастасии А., Евы Б. (8 кл.).

В мае в Дни празднования юбилея Победы на гугл-диске школы были размещены видеоролики, где ребята читают стихи о войне. Великолепные работы представили Любовь Б. (11 кл.), Григорий А. (8 кл.), постарались тепло поздравить своим выступлением ветеранов и блокадников Александр Ш. (7 кл.), Полина Г. (8 кл.), Алина Ф. (8 кл.) и многие другие.

 

Творческие и исследовательские проекты года

 

Интенсивная планомерная велась работа над многочисленными исследовательскими и творческими предметными проектами, коллективными и индивидуальными.

Коллективный проект учащихся 9 7А, 7Б, 9Б «Школьная газета» под руководством Емельяновой В.О. порадовал не только рядовым, но и праздничным выпуском, Посвященным Дню учителя. Важно, что сотрудничали в процессе его создания учащиеся разных параллелей.

Стало больше индивидуальных проектов по предметам. Так, в рамках курса внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» (Дзенс И.О.): создавались проекты Егора И. «Языкознание на службе биологии: секреты названий органов человека», Анастасии А. «Толковый словарь школьника для чтения поэзии XIX века. Материалы к уроку литературы для изучения стихотворений А.С. Пушкина в 9 классе», Паулины Б. «Толковый словарь школьника для чтения поэзии XIX века. Материалы к уроку литературы для изучения стихотворений Г.Р. Державина в 9 классе.

Все проекты ребята защитили в дистанционном формате. Этот опыт был и для педагогов, и для учащихся первым, и мы справились!

Индивидуальные проекты по литературе (Емельянова В.О.) были связаны с актуальными задачами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: Олеся Ю. (9) - «Южные поэмы А.С. Пушкина в зеркале урока»; Елизавета Б. (9 Б) - «Комедия А.С. Грибоедова в зеркале урока».

Продукты всех проектов – учебные презентации, буклеты, карточки, системы тестовых заданий - будут использованы на уроках литературы и для самостоятельной подготовки учащихся к экзаменам!

 

ВЫСОКИЙ СТАРТ 2020-21 УЧЕБНОГО ГОДА

Тихо, по-домашнему прошел День знаний, а сразу после него – резкий старт!!!

Сентябрь, месяц осенний. начался с листопада. Но что это был за листопад?

Это падали листы бумаги с распечатанными заданиями ВПР!

Подумать только, ребята писали по 6-8 работ по различным предметам!

Русский язык наиболее успешно дался 5-класникам и 7-классникам, но можно констатировать факт: школа справилась! Хотя после каникул и долгого отсутствия уроков в очном формате сложно было «приводить ум в порядок»!

Порадовали в октябре традиционные конкурсы - сочинений и чтецов.

На Всероссийский конкурс сочинений отправлено 4 лучших работы – Анастасии А (8 кл.)., Александра П. (10 кл.), Софьи Г. (6 кл.), Ксении К. (7 кл.). Эти ребята стали призерами районного этапа!

Конкурс чтецов «Дети читают классику детям» требовал подготовки видеороликов, и в этом существенную поддержку, как всегда, нам оказал руководитель «Студии экранных искусств» Иван Александрович Козлов и педагог-организатор Любовь Александровна Павленко. Школьный этап позволил выделить 10 лучших исполнителей, но условия районного этапа потребовали более строгого отбора, и на районный этап заявлены 5 участников в двух номинациях _ «Лучшее исполнение поэтического текста» (Мирра Б. (10 кл.), Подосенова с. (10 кл.), Ахмедова А. (9 кл.) и «Современная классика» (Исакова С. (8 кл.), Русских Н. (7 кл.). С нетерпением ждем результатов!

 

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Учителя, как и ученики, продолжают учиться и «сдавать» экзамены!

В октябре опытные учителя (Ермилова Т.Ю., Дзенс И.О.) посетили уроки молодых коллег. В.В. Савицкая дала открытый урок речевого развития «Описание внешности», на котором присутствовала методист Адмиралтейского района Михайличенко Л.Д. Урок получил высокую оценку как с ее стороны, так и со стороны «группы поддержки». Можно с уверенностью сказать, что учитель успешно пройдет процедуру аттестации в этом году!

 

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Как знать! Жизнь полна сюрпризов!

А мы пока готовимся к олимпиаде района. На каникулах под руководством Дзенс И.О. группа учащихся олимпийской команды по русскому языку решала олимпиадные задания и осмысливала оптимальные способы оформления ответов на них, команда по литературе уже собиралась для того, чтобы потренироваться в анализе стихов и прозы, вспомнить литературные направления, литературоведческие термины.

Планируются исследовательские работы старшеклассников.

Пока задуманы 2 работы – Екатерина Ч.. «Реалии времени в произведениях М.А. Булгакова», Сабина П. (10 кл.) - «Славянские и библейские мифологические образы в поэзии «золотого», «Серебряного» и «бронзового» веков».

Уточняются планы исследовательских проектов по литературе в среднем звене.

Итак, мы на пороге 2 четверти!

Нас ждут районные этапы олимпиад и первые экзамены выпускников, которые в первую среду декабря пишут Итоговое сочинение.

Продолжим с надеждой на высокие достижения и победы!


Учителя-словесники школы в своей работе основываются на принципах единства образования и воспитания, урочной и внеклассной работы и традициях коллективной жизни. Кропотливая работа учителей на уроках дает ощутимый результат: традиционно выпускники получают высокие оценки на Едином Государственном экзамене. 

ТВОРЧЕСКИЙ ОЧЕРК УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Глава 1. ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ

2018 год. Необычайный для нашей школы. Волнующий!Радостный!Для кого-то - ностальгический. Для кого-то – полный красок и бурных событий! Год 100-летнего Юбилея, который грядет. Ибо он – неизбежен. Школе 100 лет. Каковы успехи ребят. Которым сегодня от 7 до 17 лет? Ребят, которые представляют ЛИЦО ВЕКА и ЛИЦО ШКОЛЫ?

Перелистаем лучшие страницы прошлого учебного года…Помечтаем о будущем. И возьмемся вдохновенно за новые проекты, воплотим тайные замыслы, достигнем новых вершин.

Итак, начнем!

Традиционно – и это очень здорово – отстояли честь родной школы и достойно выступили на научно-исследовательской конференции Адмиралтейского района в 2018 году ученики 9-11 классов.

Победители и призеры "Лабиринтов науки"

Посмотрите на эти довольные лица докладчиков и ведущих секцию педагогов, иу вас не останется сомнений, что интеллектуальной наслаждение не сравнимо ни с чем!

 

 

Хорошая новость: в 2018-19 году конференция «Лабиринты науки» получила статус городской.

А это значит, что ученики под руководством своих опытных наставников могут выйти на более высокий уровень достижений!

Ведь опыт успешного выступления на Городских конференциях у нас есть! Победители районной конференции Анастасия М. и Евгения Б. Были приглашены к участию в Городской конференции «Молодые исследователи» и блестяще представили свои работы в 11 гимназии Василеосотровского района, где проходили слушания.

Секция литературы на Игнатьевских чтениях 2018 года собиралась в совершенно особенном месте – в недавно открывшемся зале Д.С. Лихачева. Там стоит огромный рабочий стол ученого, за которым он писал свои научные работы, на столе – письменный прибор, рядом – старинная печатная машинка. Подлинные вещи знаменитого Академика и Большого Человека! Сама атмосфера предрасполагает к академическим штудиям и серьезности исследовательского и слушательского труда. 

Полки библиотеки пока пусты. Но книги обязательно займут на них свое достойное место, когда будут перенесены сюда из хранилища. А сейчас такое впечатление, что это не пустоты на стеллажах. А просто еще не реализованные замыслы автора. Они вдохновляют писать и нас!

Выступление участников конференции. Апрель 2018. Зал Д.С. Лихачева

ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Удивительный проект, реализованный силами учащихся школ Адмиралтейского района и научными сотрудниками Центрального государственного архива литературы и искусства, что находится на улице Шпалерной в маленьком флигельке.  Казалось бы.,архив – это ветхая древность,  пыльные документы. Но, когда ученики 10-ых классов пришли туда 1 сентября 2017 года, их встретили не занудные интравертированные служители Клио, а веселый молодой коллектив хранителей культурных ценностей прошлого. А что без прошлого настоящее? Оно не ясно, не полно, оно полуживое. Найти свои корни, знать, чем жили деды и прадеды – значит понять и себя самих, осознать, что и почему мы наследуем. История каждой семьи – это часть общей истории народа и страны.

Инициатива школы горячо была подхвачена директором архива, и ребята начали добывать материал для сочинений: кто-то разузнал о наградах прадедушки, кто-то нашел в семейном архиве раритетные похвальные грамоты и письма на фронт, написанные рукой маленькой тогда бабушки, кто-то бережно разбирал строки газетных вырезок из статей, где хорошие слова были сказаны о его предках. А некоторые, поговорив с мамой, впервые узнали, что старенький кувшинчик  и древний сундучок с приданым – почти музейные экспонаты, потому что им уже более 100 лет.

А истории вещей и документов – это подлинные истории жизни близких нам людей. Так начинается Родина – со знания родного, с понимания того. Чем мы гордимся в прошлом, какими людьми были те, без кого нас не было бы на белом свете!

Завершился проект пресс-конференцией в ЦГАЛИ в мае 2018 года,где развернулся умный, глубокий диалог взрослых и детей о связи прошлого с настоящим.Все работы учеников нашей школы вошли в Большую Книгу Сочинений, которая бережно хранится и будет доступна для чтения в дни юбилейный торжеств всем гостям школы.

Наши ПРОЕКТЫ 

Заметим, что все учителя-словесники имеют огромный опыт организации проектной работы. Это и мини-проекты на уроках, и большие проекты метапредметного характера. Вот лишь некоторые ихз них:

Театральный проект 6 А класса. «Перелетный страус».

Руководитель – Дина Геннадьевна Никулина

 

Все – от начала до конца – ребята делали сами: от создания сценария до эскизов и шитья костюмов и рисования декораций. Деятельностный подход в силе!

ПОЛЕЗНЫЕ И ВКУСНЫЕ УРОКИ

Приятные вести: уроки могут быть «вкусными» во всех смыслах. Рассказ В.П. Астафьева – о детстве, ответственности, совести, раскаянии и любви. Непростой рассказ. Психологический. Но нередко поговорим на уроке и потом забудем.

Но разве забудешь произведение писателя , если в финале разговора испек сам или съел вот такой чудо пряник-медвяник «конём»? Конечно, нет! А как сделан пряник – секрет для маленькой компании 6 класса А.

А то, что это шедевр, совершенно очевидно! Спасибо Дине Геннадьевне за просто гениальную методичекую идею!

 

Глава 2. ПО ВОЛНАМ МЕЧТЫ

Множество замыслов, проектов, уроков впереди. А чтобы не погрязнуть под горами книг и тетерадей, не прирасти навечно к компьютеру. Мы ходим на литературные прогулки. Вот, 7 Б уже побывал в саду усадьбы Г.Р. Державина и приглашает туда всех! Тем более что наша школа в 20 минутах пешком от этого волшебного места. Присоединяйтесь!

 

 

 

4435