Для родителей учеников начальной школы
Оценивание в начальных классах.
«Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее ... Недооценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентировки и на их основе приводит к известному ... осознанию собственной малоценности». (Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т.2. - с. 145.)
1 класс - безотметочная система на основе диагностического метода оценивания:
Учитель, ученик, родители знают и видят:
- результаты успеваемости ребенка;
- его личные достижения;
- перспективы развития в дальнейшем знаний, умений и навыков.
Форма оценки знаний, умений и навыков учащихся:
- Игра для ребенка.
- Диагностический метод оценивания для родителей и учителей.
В первом классе используется безотметочная система обучения. Но каждый учитель, ученик и родители должны знать и видеть результаты успеваемости ребенка, его личные достижения и перспективы развития в дальнейшем знаний, умений и навыков. Именно оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще недостаточно хорошо, над, чем еще надо работать, чему научиться.
Безотметочное обучение в первом классе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика. Для достижения данной цели и в помощь учителю разработан диагностический метод оценивания.
Выводы, которые можно сделать при диагностической форме оценивания:
- на каких уроках ребенок ведет себя активнее, чем на остальных;
- изучение материалов, какого предмета ребенку нравится больше остальных;
- проявление интересов ребенка;
- общая активность ребенка в учебном процессе;
- результативность его обучения в школе;
- его личные достижения и неудачи;
- какие темы ребенок усвоил лучше других на отдельных предметах;
- работоспособность ребенка по неделям и месяцам;
- уровень успеваемости в классе по неделям, месяцам, за год;
- ответы на вопросы родителей.
Методика проведения диагностического метода.
На каждом уроке учитель за активную работу, в качестве поощрения, за правильную выполненную работу, за правильные ответы выдает учащимся жетоны разных цветов:
Например:
Русский язык (письмо) |
|
Литературное чтение |
|
Математика |
|
Окружающий мир. ОБЖ |
|
Музыка |
|
Изобразительное искусство |
|
Труд |
|
Физическая культура |
|
Каждую неделю в Тетрадь успехов (обычная ученическая тетрадь в клеточку) ученик наклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю.
Каждый месяц, собирая тетради успехов, учитель подсчитывает результаты и строит графики достижений учащихся:
Например: 1 неделя. С 1 сентября по 5 сентября:
- русский язык (письмо) – 9; литературное чтение - 12 ; математика - 16 ; окружающий мир - 3; музыка – 2; изобразительное искусство-3; труд – 8; физическая культура - 6
График достижений учащихся за сентябрь месяц:
В конце года строится график достижения учащихся по месяцам. Для этого подсчитывается количество жетонов за каждый месяц и строится график.
Например: Сентябрь - 21; октябрь - 28; ноябрь - 18; декабрь - 20; январь - 16; февраль - 30; март - 32; апрель - 40; май - 50.
На каждом родительском собрании и при индивидуальных беседах с родителями классный руководитель знакомит родителей, анализирует результаты и подводит итоги диагностического метода оценивания.
2-4 классы
2 – 4 классы работают согласно «Положению о системе оценивания обучающихся».
Фиксирование учебных достижений учащимися.
Учащиеся 2-го класса фиксируют свои учебные результаты в Тетради успехов, где каждому делению шкалы уровней соответствует определенная геометрическая фигура определенного цвета (треугольник, круг, квадрат; красный, жёлтый, зелёный цвета).
Из геометрических фигур учащиеся составляют тематические аппликации по месяцам.
В 3 и 4-х классах Тетради успехов уже не ведутся учащимися. Уровневые оценки выставляются учителем в дневник учащегося. В электронный дневник выставляются отметки по традиционной пятибалльной системе.
Итоговые отметки за четверть и за учебный год в электронном журнале выставляются по пятибалльной системе.
Шкала уровней.
П – плохо
нС - ниже среднего уровня
С – средний уровень
Св - выше среднего уровня
нН - ниже нормы
Н – норма
Нв - выше нормы
нВ - ниже высокого уровня
В – высокий уровень
Текущими и итоговыми отметками учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах являются «зачет» и «незачет».